Развитие инноваций в Казахстане подразумевают создание новых приоритетных направлений вложения денег в реальный сектор экономики, особенно важно это для банковского капитала, так как достаточно высокая ставка внутренней доходности на вложенные инвестиции в рамках венчурного проектирования позволяет существенно капитализировать собственные активы и открыть новые каналы перспективного вложения денег, что в контексте перегрева финансового рынка относительно низкой нормы доходности является залогом успешного ведения бизнеса. Это особенно актуально для финансово-промышленных групп, аккумулирующей большие финансовые ресурсы и не имеющей возможности максимально эффективно вкладывать их в высокодоходные стратегически важные проекты. Инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, результаты которой используются для экономического роста и конкурентоспособности; Инновация - результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, а также организационно-технические, финансово-экономические и другие решения в различных сферах общественных отношений, оказывающие прогрессивное влияние на различные области производства и сферы управления обществом; Инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, объединенных единой целью, задачами, объектом или территорией, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации; Инновационный проект - документ, содержащий план проведения комплекса научных, научно-технических, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований и работ, направленных на достижение инновации, а также технико-экономические показатели; Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности; Уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий в пределах предоставленных полномочий руководство и реализацию государственной политики в области инновационной деятельности; Технологический инкубатор - юридическое лицо, обеспечивающее предоставление субъектам инновационной деятельности научных, производственных, кадровых, юридических, маркетинговых, лизинговых и иных услуг; Инновационный фонд - юридическое лицо, содействующее развитию инновационной деятельности путем финансирования инновационных проектов и инфраструктуры в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Венчурное инвестирование - инвестирование, направленное на создание и/или коммерциализацию инноваций на этапах (1) прикладных исследований, связанных с доведением идеи до создания пилотных образцов новой продукции и оценкой ее коммерческого потенциала; (2) начального серийного производства и первых продаж продукции; (3) раннее расширение производства и выход на новые рынки сбыта продукции. Венчурный фонд - объединение капитала юридических и/или физических лиц, оформленное как с образованием, так и без образования юридического лица в целях осуществления венчурного инвестирования. Управляющая компания (менеджер) венчурного фонда - юридическое лицо, ответственное за управление венчурным фондом, которое включает деятельность по выбору и оценке объектов инвестиций, заключению сделок с финансируемыми компаниями, контролю за их деятельностью и обеспечению выхода из них. Выход - завершающая стадия процесса венчурного инвестирования, заключающаяся в продаже инвестором принадлежащего ему пакета акций/доли участия Деятельность по созданию и функционированию венчурного фонда регулируется: Уполномоченный орган: Агентство по регулированию и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями РК (АФН) Закон РК «Об инновационной деятельности» от 3 июля 2005 года № 333-II Закон РК «Об инвестиционных фондах» от 7 июля 2004 № 144 Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2005 года N)
Указ Президента РК «О создании государственного предприятия Национальный инновационный фонд» от 25 августа 2003 № 256-1
Механизм создания венчурного фонда
Инициаторами проекта создания венчурного фонда (далее - проект) могут выступать как Национальный инновационный Фонд (далее Фонд), так и другие юридические лица – резиденты и нерезиденты Республики Казахстан. Проект также может быть совместной инициативой сторон – потенциальных учредителей венчурного фонда. Инициаторами не могут являться юридические лица, находящиеся в процессе ликвидации, признанные несостоятельными (банкротами), на имущество которых наложен арест и (или) экономическая деятельность которых приостановлена. Инициатор представляет в Фонд проектное предложение с приложением основного пакета документов в соответствии с Правилами создания венчурного фонда перечисленных ниже. В случае, если инициатором проекта является Фонд, либо это совместная инициатива сторон, подготовка проектного предложения осуществляется подразделениями Фонда совместно с вовлеченными в проект партнерами. После представления/подготовки полного пакета документов проекту присваивается регистрационный номер. Первичный отбор проектов осуществляется Группами проектного финансирования (далее - ГПФ) на предмет наличия всех требуемых документов, а также соответствия проекта Меморандуму об инвестиционной политике Фонда. Положительная оценка при первичном отборе не гарантирует предоставления Фондом финансирования проекта, а является основанием для проведения комплексной экономической и правовой экспертизы проекта. Фонд извещает Инициатора о результатах первичного отбора. Экспертиза проектов осуществляется в два этапа и включает: •внутреннюю экспертизу структурными подразделениями Фонда; •внешнюю правовую экспертизу независимыми экспертами (по необходимости). Группа проектного финансирования (ГПФ) и Департамент юридической службы (ДЮС) Фонда проводят внутреннюю экспертизу финансово-экономических и правовых аспектов проекта. Результат экспертизы оформляется в виде Предложения Инвестиционному комитету Фонда. Предложение должно включать следующие вопросы: •цель и задачи фонда; •направления деятельности, •формы инвестирования фонда, •размер капитала фонда, источники его формирования (размер доли инициатора, схема формирования капитала), •организационно-правовая форма фонда, •организационная структура, форма управления фондом (самостоятельно, либо через управляющую компанию), •предложение по выбору управляющей компании, взаимодействию с ней, •временной горизонт деятельности фонда, •принципы инвестиционной политики фонда (отраслевые приоритеты, требования к проектам, порядок привлечения и отбора проектов, порядок принятия инвестиционных решений). В случае, если инициатором проекта является Фонд, внутренняя экспертиза проекта не проводится. Структурные подразделения Фонда (ГПФ при содействии ДЮС) подготавливают Предложение Инвестиционному комитету Фонда. При необходимости ГПФ и ДЮС обращаются к Правлению Фонда с обоснованным предложением о проведении внешней правовой экспертизы проекта. Внешняя правовая экспертиза может быть инициирована также по решению Инвестиционного комитета Фонда. .По результатам экспертизы ГПФ и ДЮС Фонда Инвестиционный комитет Фонда принимает следующие решения: • направить проект на доработку внутренними подразделениями Фонда (повторная экспертиза); • направить проект на независимую правовую экспертизу; • рекомендовать Правлению Фонда отклонить дальнейшее рассмотрение проекта; • рекомендовать Правлению Фонда принять проект к финансированию. В случае принятия Инвестиционным комитетом решения о направлении проекта на доработку внутренними подразделениями Фонда, либо направлении проекта на независимую правовую экспертизу, после получения окончательных результатов повторной экспертизы или независимой экспертизы проект повторно выносится на рассмотрение Инвестиционного комитета Фонда для принятия окончательного решения о направлении проекта на рассмотрение Правления Фонда. При необходимости Инвестиционный комитет может направить проект на дополнительную экспертизу. Дополнительная экспертиза может осуществляться по всем или отдельным аспектам проекта в зависимости от сложности, масштабов проекта. Фонд обеспечивает анонимность и конфиденциальность экспертизы проектов. На основе проведенной комплексной экспертизы проекта, при наличии заключения Инвестиционного Комитета Правление Фонда принимает решение: •об одобрении проекта и направлении его на рассмотрение Совета Директоров Фонда для принятия решения о финансировании; •об отказе в финансировании проекта. По вынесенному решению Правления Инициатору проекта направляется письменное уведомление. В случае принятия Советом Директоров Фонда положительного решения о механизме финансирования проекта Фонд организует работу по исполнению принятых решений (подготовке учредительных документов, подготовке и заключению соответствующих договоров и т.д.). Существуют определенные лимиты участия НИФ в уставном капитале создаваемого фонда, так НИФ может инвестировать до 10 млн. тенге, что не должно превышать 49% от уставного капитала венчурного фонда. Создание венчурных фондов с участием Фонда будет способствовать привлечению частного капитала в инновационную деятельность, снижению их рисков, формированию механизма эффективного взаимодействия государства и частного предпринимательства в сфере коммерциализации инноваций. Венчурные фонды, создаваемые с участием Фонда, вправе осуществлять финансирование инновационных проектов как определенного сектора экономики (специализированные венчурные фонды), так и различных секторов экономики (универсальные венчурные фонды). Основные условия инвестирования в венчурные фонды: •инновационная направленность деятельности венчурных фондов; •нацеленность создаваемого венчурного фонда на инвестирование в казахстанские предприятия; • разделение рисков с другими инвесторами и ограничение ответственности; •неконтрольное участие (не более 49% уставного капитала венчурного фонда); •участие Фонда в принятии венчурным фондом решений по инвестированию, выбору управляющей компании, позволяющее осуществлять мониторинг и контроль за инвестированными Фондом средствами и реализацией инновационного проекта; •прозрачность организационно-правовой формы венчурного фонда и наличие профессионального менеджмента; •привлечение передового опыта в области венчурного финансирования; •определенный временной горизонт участия Фонда в создаваемых венчурных фондах.
Процедура создания
1.Инициатор совместно с соответствующим подразделением НИФ разрабатывают проектное предложение на основе представленного Инициатором проекта (и/или предложенным НИФ) инновационного проекта. 2.Инициатор представляет в НИФ пакет документов на себя (список ниже). 3.НИФ рассматривает проект (экспертиза) и выносит решение по финансированию, в случае положительного результата, НИФ заключает с Инициатором Меморандум (соглашение) инвестиционного сотрудничества, где оговариваются возможности выхода НИФ из фонда, мониторинг портфеля фонда, организационно-правовая форма создания фонда. Фонд может быть создан в форме закрытого паевого или акционерного инвестиционного фонда, паевый фонд обязан быть создан со статусом фонд рискового инвестирования. 4.По рекомендации НИФ Инициатором определяется Управляющая компания (УК), Инициатор имеет право выдвинуть Управляющую компанию до момента заключения Меморандума сотрудничества и оговорить в его условиях одобрение НИФ представленной УК. УК должно организовать презентация в НИФ и получить согласие НИФ на управление фондом. 5.Если Фонд создается в качестве закрытого паевого фонда с УК заключается договор на доверительное управление с участием НИФ и Инициатора фонда, УК сама проводит регистрацию выпуска паев. Определяет кастоди по согласованию с Инициатором и НИФ. Инициатор не имеет права выступать кастоди такого фонда. Процедура создания фонда полностью ложиться на УК 6.Если фонд создается в форме акционерного инвестиционного фонда, то с УК заключается договор от имени фонда, а не от имени учредителей, и за создание и юридическую регистрацию фонда отвечает Инициатор фонда, а за регистрацию выпуска паев собственно УК фонда. 7.УК разрабатывает инвестиционную стратегию фонда и согласовывает с учредителями/акционерами, УК формирует инвестиционный венчурный портфель. 8.НИФ проводит ежемесячный мониторинг портфеля и обязательный полугодовой аудит фонда, ежегодный аудит УК 9.Вывод ценных бумаг фонда на биржу (если было принято решение учредителей).
Источник http://www.banker.kz/index.php/topic/2500-venchurnoe-investirovanie/
|