БОГАРТ (Bogart) Хамфри. (25.12.1899, по др. данным, 23.1.1899—14.1.1957), амер. актёр. С 1920 выступал в т-ре. В кино с 1930 (ф. «Вверх по реке», реж. Д. Форд). Поначалу амплуа актёра — холодные преступники (экранизация «Окаменевшего леса», 1936, «Тупик», 1937). Но постепенно в персонажах Б. стали явственно звучать мотивы социалыю-политич. обусловленности их ожесточения («Бурные двадцатые годы», 1939, в сов. прокате «Судьба солдата в Америке»; «Они ездят по ночам», 1940, «Высокая Сьерра», 1941). В ф. «Мальтийский сокол» (по Д. Хамметту, 1941, реж. Дж. Хьюстон) Б. сыграл одну из своих лучших ролей — детектива, знающего цену продажному обществу. Глубокая человечность, способность к сильным чувствам, скрытым под маской цинизма и иронии, придавали антигероям Б. ро-мантич. ореол («Касабланка», 1943, «Иметь и не иметь» по Э. Хемингуэю, 1944, «Большой сон» по Р. Чандлеру, 1946). Роли Б. всё более психологически детализировались, усиливая драм, звучание мотива отчуждения человека, а в нек-рых случаях преодоления этого отчуждения («Африканская королева», 1951, реж. Хьюстон, пр. «Оскар»), Неприятие действительности у героев Б., осн. на мотиве разрушенных надежд, сделало актёра особенно популярным не только в 40—50-е гг., по и в последующие десятилетия в среде бунтующей молодёжи. Безвременная смерть актёра способствовала известной мифологизации его образа. Последний ф.— «Тем тяжелее будет падение» (1956). Среди др. ф.: «Меченая женщина», «Ангелы с грязными лицами», «Сахара», «Сокровище Сьерры-Мадре», «Стучись в любую дверь», «В безлюдном месте», «Мятеж на „Каине"», «Сабрина», «Босоногая графиня», I «Мы не ангелы».в Базе н А., Смерть Хэмфри Богарта, 1 в его кн.: Что такое кино?, пер. с франц., I М., 1972; Eyles A., Bogart, L., 1975; 1 Humphrey Bogart, Munch., 1976; Petti- I grow Т., The Bogart file, L., 1977.
® Источник: Кинозал славы
|