Продюсер. Кто он: волшебник или злой гений?
Среди
посетителей нашего сайта очень много молодых людей, которые хотели бы стать
Артистами и которые обладают целым набором талантов. Сегодняшняя колонка
редактора посвящена в первую очередь им. Поразительно, как в нашей стране
воспринимают продюсера! Кто-то считает его, чуть ли ни добрым волшебником,
способным по мановению палочки обратить простого паренька из провинции в
поп-короля. А для кого-то он предстает в образе гнусного кровопийцы, который
делает артистов своими рабами и наживается на их таланте. Но никто, собственно,
не задумывается о том, что продюсер – это всего лишь профессия, такая же
обычная профессия, как, например, режиссер, журналист, редактор. Со своим
набором обязанностей и своей профессиональной этикой, если хотите. Сегодня мы
решили поговорить с Александром Шульгиным о том, кто же такой продюсер на самом
деле. Что входит в обязанности продюсера, что он должен знать и уметь, чтобы
быть профессионалом в своей области.
- Давайте начнем с азов. Так как это слово
пришло к нам с Запада, то, что значит оно в мировой практике?
- Начнем с того, что продюсер – это английское слово, означает – производитель,
то есть человек, который что-то производит. Конечно, артиста «произвести»
нельзя. Артиста произвели папа с мамой (улыбается), а продюсер просто помогает
ему найти его сценический образ. То, что есть у него внутри, что заложили в нем
родители, воплотить потом на сцене. И это очень важно, чтобы человек на сцене
был самим собой, не менялся, не надевал какую-то маску. Потому что если он
играет какую-то роль, то это уже лицедейство, а не творчество.
- Каким образом продюсер помогает артисту найти
его сценический образ?
- Как я уже говорил, продюсер - в первую очередь, человек, который производит
продукт. Что есть продукт? Песня, альбом, клип – это и есть некий продукт,
который производится. Продюсер – ответственный за результат, не только за то,
чтобы продукт был завершен, но и за творческий результат. Поэтому он, записывая
альбом, совместно с артистом подбирает репертуар, выбирает стиль, музыкальное
направление, в котором они будут работать. Он может сам являться автором, либо
подбирает людей, которые будут писать музыку, тексты. То есть как режиссер в
театре, который своего «Гамлета» ставит по-своему. Точно так же каждый продюсер
по-своему видит песню, принесенную в нотах. У каждого она звучит по-разному.
Может быть танцевальной или с жестким роковым звуком, или балладой, а может
быть… вальсом! (улыбается). И соответственно сам звук может быть жесткий,
мягкий, сочный, плотный, резкий… в общем, миллион оттенков, которые продюсер
может использовать. Если один и тот же альбом будут делать два разных
продюсера, то альбомы тоже получатся разные. Потому что продюсер – автор
продукта, который он выпускает. Один продюсер может увидеть одну черту в
артисте, а другой – другую. И это будет сказываться на звуке. Конечно, как будет
звучать голос артиста, какой будет его манера исполнения, - все это тоже в
компетенции продюсера.
- Как продюсер справляется с таким большим
количеством обязанностей?
- Безусловно, продюсер работает не один. Он набирает себе в команду
профессионалов: аранжировщиков, соавторов или авторов, если такие нужны,
музыкантов, людей, которые будут заниматься программингом, звукорежиссурой. Да,
продюсер занимается, может быть, какой-то административной частью работы,
договариваясь с музыкантами, артистами, с финансистами, которые будут
финансировать запись альбома, и т.д. Но он не является менеджером, чтобы потом
с этим артистом заниматься концертами, гастролями и раскрутками. Для этого есть
менеджмент, концертные фирмы, промоутерские компании, рекламные агентства,
pr-агентства, которые после в своей работе будут использовать результат работы
артиста и продюсера - например, альбом, который является, как правило, базой
концертной программы. Так же как люди, которые сняли фильм, не занимаются его
прокатом. Так же как издательство занимается выпуском книги, а распространяет
ее книжные дистрибьюторы.
- Какими, по вашему мнению, должен обладать
качествами продюсер?
- Он должен быть творческим человеком, в первую очередь. Кроме того, ему
необходимо иметь представление о бизнесе, уметь оптимизировать расходы, чтобы
уложиться в выделенный на запись альбома бюджет. Например, ему необходимо четко
представлять, сколько он может сделать песен за такой-то срок и такую-то сумму,
где он может сэкономить, и где нужно сэкономить, или потратить там, где
необходимо потратить. Понятно, что во всем этом продюсер должен разбираться
очень хорошо. Но, в первую очередь, он должен быть творческим человеком,
конечно. Не менее творческим, чем автор или исполнитель. А не деловым и
хватким. Если ты деловой и хваткий, но ничего не понимаешь в музыке и
творчестве, то ты только можешь нанять тех, кто понимает... Но тогда ты не
будешь являться продюсером. Тогда ты просто ловкий менеджер.
- Какие отношения должны быть между артистом и
продюсером?
- Во всем мире артист нанимает себе продюсера, для того, чтобы он сделал ему
альбом или песню. Потому что это надо, в первую очередь, для творческой жизни
самого артиста. Потому что обычно продюсер ни поет, ни выступает, он просто
что-то делает для кого-то: песню, альбом, клип. Его точно также нанимают, как
при строительстве нанимают архитектора, чтобы спланировать дом, а строителя,
чтобы он построил этот дом. А когда продюсер нанимает артиста, я вообще этого
не понимаю. В мировой практике либо артист нанимает продюсера, либо фирма
грамзаписи нанимает продюсера, чтобы он для их артиста сделал продукт: альбом
или песню.
- Необходимо ли продюсеру получать
профессиональное образование? Сейчас много появилось продюсерских факультетов.
- Если говорить вообще о шоу, то да. Там учат, будем говорить упрощенно, чтобы
какая-то постановка уложилась в определенный бюджет, была зрелищной и успешной.
В музыке же все намного сложнее. Здесь продюсер изначально должен быть
музыкантом. Ты не можешь быть музыкальным продюсером, если ты совершенно ничего
не понимаешь в музыке. Это смешно. Ты можешь стать финансистом или управленцем,
но к творчеству ты не будешь иметь никакого отношения. К тебе подойдет артист и
скажет: «Слушай, как ты думаешь, стоит ли здесь поменять барабаны или бас
сделать более жестким?». Если ты ничего не понимаешь в музыке, как ты с ним
поведешь этот разговор?
- Почему вы не хотите, чтобы Вас называли
продюсером?
- У нас произошла подмена понятий, и продюсерами стали называть не тех людей,
которых в мировой практике так принято называть. Дело в том, что в нашей стране
зачастую продюсерами называют людей, которые вовсе не занимаются теми
обязанностями, которые я вам выше описал. У нашего обывателя укоренилось в
голове, что продюсер – это человек, который «раскручивает», продвигает,
финансовыми и административными вопросами занимается, а не тот, который
является творческой единицей. Еще два года назад я сделал заявление о том, что
я продюсером в таком понимании быть не хочу и не буду и от своего решения не отказываюсь.
Я и раньше всем тем, что сейчас понимается под "продюсерством" не
занимался, а уж сейчас тем более. Сейчас я исключительно занят написанием
песен, а в студии работой со звуком, это мне интересно, интересно находить
новой звучание.
Источник: http://blog.shulgin.com