
БЛАЗЁТТИ (Blasetti) Алессандро (р. 3.7.1900), итал.
режиссёр. Основал в 20-х гг. ж. «Mondo alio schermo», вокруг к-рого
объединились молодые кинематографисты, стремившиеся к обновлению итал. кино.
Первый ф.— «Солнце» (1929). Б.— один из самых популярных итал. режиссёров 30-х
гг. Его творч. поиски отличались непоследовательностью и противоречивостью.
Наряду с ф. «Мать— земля» (1931), «1860-й год» (1933), отражавшими тяготение
режиссёра к реализму и влияние сов. кино, Б. снимал кос-тюмно-историч. ленты —
«Приключение Сальватора Розы» (1940), «Железная корона» (1941) и др. и даже
неск. ф., близких фаш. идеологии,— «Старая гвардия» (1934—35), «Альдебаран»
(1936), «Никто не возвращается назад» (1943). Переломным моментом в творчестве
Б. явилась комедия «Четыре шага в облаках» U942), показывавшая будничную жизнь
простых людей, далёкую от фаш. риторики. Этот ф. был одним из немногих произв.,
подготовивших почву для неореализма. В 1946 пост, антифаш. ф. «Один день в
жизни». В послевоен. период снял много ф. в разл. жанрах, пре-им. муз. комедий
и ревю, а также док. ленты об архит. и историч. памятниках Италии. В 1948 в
традиционной для итал. кино манере пост, «боевик» из др,-рим. жизни «Фабиола».
Снимался в небольших ролях (в т. ч. сыграл самого себя — режиссёра Б. в ф.
«Самая красивая», 1951, реж. Л. Висконти). В комедии «Любовь и сплетни» (сц.
Дзаваттини, 1957) Б. высмеял нравы итал. провннц. буржуазии. Из ф. 60-х гг.
наиболее значительны его антикоен. ф. «Я люблю, ты любишь» (1961), осн. на док.
материале, нек-рые сцены к-рого снимались в СССР, «Лиол;\» (по Л. Пиранделло,
1963) и «Симон Боливар, освободитель» (1969, в сов. прокате «Симон Боливар»),
посвящён-ный освободит, борьбе народов Лат. Америки против иен. господства.
Юбилейный приз мкф в Венеции (1982).
® Источник: Киностудия TVPRO