БЕРТОЛУЧЧИ (Bertolucci) Бернардо. (p. 16.3.1941),
итал. режиссёр. Снискал признание как поэт. В 1961 стал работать пом. режиссёра
у П. П. Пазолини. Под его влиянием пост, в 1962 с участием непроф. актёров ф.
«Костлявая кума» из жизни рим. низов, проникнутый лиризмом и содержавший мотивы
социальной критики. В ф. «Перед революцией» (1964) также сказалось влияние
Пазолини. Это исповедь юноши из бурж. семьи, не решающегося принять марксизм и
встать на путь борьбы в застывшем итал. обществе. Ф. «Партнёр» (по повести Ф.
М. Достоевского «Двойник», 1968) осмеивал нравы бурж. «общества потребления»,
отражал настроения молодёжного бунта кон. 60-х гг. Пост, в 1969 эпизод «Бесплодная
смоковница» («Агония») в ф. «Любовь и ярость», созданном несколькими
режиссёрами. Заявил о себе как один из представителей прогрессивного
направления политического кино, сняв ф. «Конформист» (по А. Моравиа, 1970).
Антифашистская тема продолжена Б. ив т/ф «Стратегия паука» (1970, и
киновариант), однако лежащая в его основе абстрактная мораль-но-этич. схема
(заимствованная из эссе «О предательстве и герое» аргент. писателя X. Л.
Борхеса) ослабляла звучание фильма. Одновременно Б. снял остросоциальный док.
ф.-репортаж «Бедные умирают раньше». Разнообразие проблематики и формы
свидетельствовали о постоянных творч. поисках режиссёра, однако нередко его ф.
были не свободны от пороков бурж. кино, против к-рого он выступал. Так,
скандальный характер носил успех его ф. «Последнее танго в Париже» (1972),
проникнутого эротикой и фрейдистскими мотивами. Эти же мотивы прозвучали и в ф.
«Луна» (1979), трактовавшем отношения между матерью и подростком-сыном.
Наиболее зрелое и значит, произведение Б.— лента «Двадцатый век» (1976) —
широкая фреска итал. нар. жизни на протяжении полупека (продолжительность ф. в
2 «актах» — 5 ч. 20 мин.). Действие этого ф., как и большинства др. фильмов Б.,
происходит в области Эмилия — на родине режиссёра. Б. показал становление сначала
крестьянского, потом социали-стич. и коммунистич. движения, партиз. борьбу и
победу над фашистами. Ф. построен по классич. схеме семейного ро-мапа-саги: в
центре сюжета судьбы помещика и*батрака, родившихся в одном поместье в один
день и логикой классовой борьбы поставленных по разные стороны баррикады. В
1981 Б. пост. ф. «Трагедия смешного человека», в к-ром затронул мотивы совр.
итал. действительности (безудержная тяга к обогащению, похищение людей с целью
получения выкупа и др.).Б.— автор сц. неск. ф. др. режиссёров. В работе
над своими ф. сотрудничает с братом Дж. Бертолуччи — режиссёром, сценаристом и
продюсером, к-рый, в частности, снял две док. ленты об истории создания ф.
«Двадцатый век» (1976). Г. Д.
Богемский.
® Источник: Кинозал славы.