БАТАЛОВ Алексей Владимирович. (р. 20.11.1928), сов.
актёр, режиссёр. Нар. арт. СССР (1976). По окончании Школы-студии МХАТа в
1950—53 актёр ЦТСА, в 1953-57 — МХАТа. Первая роль в кино — молодой рабочий
Алексей Журбин («Большая семья», 1954). Затем исполнил роли Саши Румянцева
(«Дело Румянцева», 1956), Бориса Бороздина («Летят журавли», 1957), Усти-менко
(«Дорогой мой человек», 1958), физика Дмитрия Гусева («Девять дней одного
года», 1962, Гос. пр. РСФСР, 1966). Б. утвердил на экране тип
героя-современника — молодого человека пос-левоен. эпохи, к-рому присущи
обострённое чувство гражд. ответственности, богатство духовного мира,
интеллигентность (пр. Ленинского комсомола, 1967). Играя Павла Власова («Мать»,
1956), Гурова («Дама с собачкой», 1960), Фёдора Протасова («Живой труп», 1969),
артист дал своеобразную, лирико-психо-логич. интерпретацию классич. образов.
Среди др. крупных ролей: Голубков («Бег», 1971), Трубецкой («Звезда
пленительного счастья», 1975), Георгий Иванович («Москва слезам не верит»,
1980, Гос. пр. СССР, 1981). В 1983 снялся в ф. «Скорость». В 1960 дебютировал
как режиссёр («Шинель» по Н. В. Гоголю). В кинорежиссуре Б.— принципиальный
сторонник реализма. Его пост, отмечены бережным отношением к лит. оригиналу,
определяющему форму и стиль киноэкранизаций: «Три толстяка» (по 10. К. Олеше, 1966,
с И. С. Шапиро, играл роль Тибула), «Игрок» (по Ф. М. Достоевскому, 1973, с
ЧССР). С 1976 руководит актёрской мастерской во ВГИКе (с 1980 проф.). С 1971
секр. правления СК СССР.Снимался в ф.: «День счастья», «Свет далёкой звезды»,
«Седьмой спутник», «Возврата нет», «Рикки-Тикки-Тавн»; в т/ф — «Чисто
английское убийство», «Сгореть, чтобы светить» (НРБ), «Поздняя встреча». Баталов А. В., Кваснец-кая М. Г., Диалоги в антракте, М., 1975; Формирование
героя и формула профессии, «ИК», 1980, № 11; Снимающий художник, там же, 1982,
№ 2.9 АвдеснкоАл., А.Баталов, М., 1973; Хейфиц И.,
Верность времени, верность себе. К 50-летию А. Баталова, «ИК», 1979. № 1.
® Источник: CINEMA STAR