БАРНЕТ Борис Васильевич (18.6.1902— 8.1.1965), сов.
режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1935), засл. деят. нск-в УССР (1951). Чл. КПСС с
1943. Окончил Гл. воен. школу физич. образования трудящихся. Был боксёром.
Учился и ГТК (мастерская Л. В. Кулешова). В эксперим. пародийном фильме Куле
шова «Необычайные приключения ми стсра Веста в стране большевиков» (1924)
исполнил роль ковбоя Джедди — акро бата, боксёра. В ириключенч. ф. «Мисс Мснд»
(по роману М. С. Шагинян «Месс Менд», 1926) Б. выступил в качестве актёра
(сыграв роль Репортёра), соавтора сц. и сорежиссёра (реж. Ф. А. Оцеп).Первый фильм Б. «Девушка с короб кой» (1927) создавался по
заказу Наркомата финансов в целях I р таганды гос. займа (сюжет картины —
история обли гации. выигравшей крупную сумму). В этой картине сатнрич. сцены,
разоблачающие нэпманский быт, сочетались с мягкими лирнч. эпизодами и
буффонадой. В 1928 Б. пост, комедийный ф. «Дом на Трубной », где с большой
искренностью и теплотой рассказал о судьбе деревенской девушки, становящейся
участницей строительства новой жизни. Актёрское исполнение (в гл. ролях В. П.
Марецкая и В. П. Фогель), мастерство и выразительность натурных съёмок,
достоверность в передаче атмосферы времени отличали эту работу Б. В нач. 30-х
гг. Б. снял два науч.-популяр. очерка «Живые дела» и «Производство музыкальных
инструментов». Первый звук, фильм Б. — «Окраина» (но К. Я. Финну, 1933),
вошедший в золотой фонд сов. киноиск-ва, рассказывал о том, как революция
всколыхнула жизнь маленького провинц. городка царской России. Судьбы героев
картины органически сплетены с событиями 1-й мировой войны и Окт. революции. В
образной структуре ф. слиты патетика и лирика, рево-люц. пафос н простодушная
шутка, фп лос. обобщённость и тонкий психологизм. Б. часто обращался к метафоре
и гротеску, смело применял звук, эффекты, монтажные сопоставления. В 1936 пост,
ко медню «У самого синего моря?, рассказавшую о тружениках рыболовецкого
колхоза.Событиям Великой Отечеств, войны поев, новеллы Б.
«Мужество» («Боевой к/сб Jv2», 1941) и «Бесценная голова» («Боевой к/сб 10»,
1942). В приключеич. ф. <Подвиг разведчика» (1947, Гос. пр. СССР, 1948)
острота и стремитель ность в развитии сюжета определяются борьбой сложных и
сильных характеров. Одну из центр, ролей ф. (генерала Кю-на) играл сам Б.
Последующие реж. работы; «Щедрое лето» "(1951), «Ляна» (1955), «Поэт» и
«Борец и клоун» (с К. К. Юдиным) — оба 1957, «Аннушка» (1959), «Алёнка» (по С.
Ф. Антонову, 1962), «Полустанок» (1963).Др. ф.: режиссёр — «Москва в Октябре» (1927), «Ледолом»
(1931). «Ночь в сентябре» (1939), «Однажды ночью» (1945), «Страницы жизни»
(1948. с А. В. Мачеретом). «Концерт мастерок украинскою искусства» (1952);
актёр — «На верном следу» (Хулиган). «Шахматная горячка» (эпизод), «Москиа в
Октяб ре» (эпизод), «Потомок Чингисхана» (Английский солдат), «Синегория»
(Арсений Гай). На подступах к сов. комедии. Анкета, «Кино». 1927, 19 аир.;
[Как я стал режиссером], в сб.: Как я стал режиссером, М., 1946; Заметки о
кинокомедии, в сб.; Вопросы кинодраматургии! в. 1. М., 1954; В чем причина?.
«ИК», 1958. № 9. Кушниров М. А.. Жизнь и фильмы Б. Барнста, М., 1977.
® Источник:
Кинозал славы