БАЛАЖ,
Балаш (Balazs) Бела (4.8.1884—17.5.1949),
венг. писатель, сценарист, теоретик кино, критик, педагог. Д-р филос. паук. В
1908 окончил Будапештский ун-т. Как активист компартии участвовал в организации
культурной жизни пролет, гос-ва в период Венг. сов. республики (1919). Падение
республики и террор вынудили Б. покинуть родину (25 лет жил в эмиграции). В
кино начал работать в Германии и Австрии как критик, затем как теоретик и
сценарист. Важнейшая часть наследия Б.— теоретнч. исследования выразит, средств
кинематографа (монтаж, композиция кадра, актёрское мастерство). В кн. «Видимый
человек» (1925) эстетнч. закономерности киноиск-ва выявлены на материале немого
кино; в труде «Дух фильмы» (1930) Б. исследовал возможности звукозрительной
образности. Итогом теоре-тич. деятельности была работа «Иск-во кино» (1945).
Первый сц.— экранизация пьесы Б. Брехта «Трёхгрошопая опера» (1931, с Л. Вайдой
и Л. Ланья, реж. Г. В. Пабст). С 1941 жил в СССР, писал сценарии и рецензии,
занимался редакторской работой, преподавал во ВГИКе. По возвращении в Венгрию
(1945) включился в организацию социалистич. кинематографии. По сц. Б.
поставлены первые ф. после освобождения Венгрии: «Песнь о нивах» (1947, сц. с
И. Сечем, реж. Сёч) и «Где-то в Европе» (1948, сц. с Г. Радваньи, реж.
Радваньн). Преподавал после 1945 в киновузах ПНР, ЧССР и ГДР. Гос. пр. им.
Кошута (1949).Др. сц.: «Гранд-отель» (1926, 1946, Австрия), «Наркоз»
(1929, с А. Абелем, Германия). «Карл Круинер» (1936, СССР), «В Чёрных горах»
(1941, СССР)Filmkultura. Bdpst,
1948; A film, Bdpst, 1961; в рус. пер.— Кино. Становление и сущность нового
нск-ва, М., 1968. ОВайсфельд И., Итоги дискуссии о «Духе фильмы», «ИК», 1936.
Мв 6; Буров С., Бела Балаш — теоретик и критик кино, там же, 1947, М 1.
® Источник:
Кинозал славы