22:02 Кинотелевизионная техника |
Кинотелевизионная техника,
способы фиксации и передачи изображений, для осуществления которых
применяют сочетание технических средств кино и телевидения. К. т.
связывает между собой кинотехнику, телевидение, видеозапись и является
базой не только для производства телевизионных кинофильмов, но и для всё
большего числа новейших технологических процессов кинематографии. В
области К. т. сложилось 5 основных направлений: прямая киносъёмка
телевизионных фильмов; киносъёмка с телевизионным видеоконтролем и
контрольной видеозаписью; кинозапись телевизионных изображений с экрана
кинескопа и непосредственно его электронным лучом; телевизионный
видеоконтроль при монтаже и печати кинофильмов; передача по
телевизионному тракту фильмов, снятых или напечатанных на киноплёнке, —
телекинопроекция. В результате разработки методов кинозаписи электронным
лучом в 1969—70 образовалось 6-е направление: показ специальных
узкоплёночных фильмокопий на экранах обычных телевизоров посредством
своего рода «телекинопроигрывателей» (см. Кассетное кино). Кроме того,
ведутся разработки способов кинотелевизионных комбинированных
киносъёмок, перезаписи на киноплёнку магнитных видеограмм, изготовления
контратипов кинофильмов путём перезаписи изображений электронным лучом
(см. Контратипирование). ![]() Рис. 1. Схема комплекта аппаратуры для многокамерной киносъёмки телевизионных фильмов с видеоконтролем: 1, 2, 3 — комбинированные кинокамеры; 4 — режиссёрский пульт; 5 — контрольный видеомагнитофон.
Прямая киносъёмка телевизионных фильмов является наиболее
распространённым методом телевизионного фильмопроизводства. В странах с
развитым телевидением выпуск телевизионных фильмов, снимаемых этим
методом, в несколько раз превышает объём производства обычных
кинофильмов. Меньшая деталировка и контрастность изображения при
телевизионном показе определили технологию киносъёмки телевизионных
фильмов, во многом отличающуюся от технологии кинопроизводства. Главные
её особенности заключаются в широком применении 16-мм киноплёнки, в
повышенной производительности путём съёмки более длинных эпизодов, чем в
кино, с преимущественным использованием крупных планов изображения. При
съёмке художественных телевизионных фильмов достигается существенное
снижение производственных затрат за счёт широкого использования
многосерийных постановок, более простого, чем в кино, декоративного
оформления, удлинения монтажных эпизодов. Наибольшее повышение
производительности получено облегчением условий работы актёров путём
съёмки художественных телевизионных фильмов в сюжетной
последовательности, использования 2—3 телевизионных передающих камер
одновременно, аналогично использованию их в прямых телевизионных
передачах. ![]() Рис. 2. Схема электронного цветоанализатора, применяемого при печати цветных телевизионных фильмов и обычных кинофильмов: 1 — электроннолучевая трубка; 2 — объектив; 3 — цветной негатив; 4 — система дихроичных зеркал; 5 — фотоэлектронные умножители; 6 — видеоусилители; 7 — регуляторы и матричные преобразователи сигналов; 8 — выходной монитор.
Телекинопроекция фильмов возникла вместе с радиовещательным
телевидением и является наиболее старым направлением работ в области К.
т. За 30 лет развития её методы и средства неоднократно менялись.
Постоянным оставалось лишь деление каждой телекиноустановки на 3
основные части: проекционную, передающую и оптический коммутатор для
безостановочного перехода с одного кинопроекционного аппарата на другой и
безостановочного переключения с рабочей передающей части (телевизионной
камеры) на резервную. В СССР и во многих других странах с развивающимся
цветным телевидением наиболее распространены телекиноустановки,
использующие при черно-белой и цветной проекции телевизионные камеры с
передающими телевизионными трубками типа видикон или плюмбикон.
Проекционная часть таких установок состоит, как правило, из двух-трёх
кинопроекторов для 35-мм киноплёнки, одного-двух кинопроекторов для
16-мм киноплёнки, использующих в качестве источников света ксеноновые
лампы, мощные лампы накаливания и иногда дуговые лампы. Кинопроекторы
располагаются вокруг оптического коммутатора таким образом, чтобы
простым поворотом зеркал и призм коммутатора было возможно подавать
изображение с любого кинопроектора на любую телевизионную камеру
установки. Проекция производится с частотой смены кадров, принятой по
телевизионному стандарту данной страны (в СССР — 25 кадр/ сек), и на
большинстве телевизионных центров ею управляют дистанционно с
центрального пульта. В некоторых странах (например, в Великобритании,
Франции, ФРГ) продолжают применять и более сложные телекиноустановки,
работающие по принципу бегущего луча (см. Камера с бегущим лучом). В них
источником света служит электроннолучевая трубка, а передающей частью —
фотоэлектронные умножители, кинофильм движется или непрерывно (с
оптическим и электронным выравниванием), или прерывисто, но с весьма
быстрым продёргиванием киноплёнки (кадр за 1,3 мсек) специальным
пневматическим устройством. |
|
Всего комментариев: 0 | |